ЕВРОПЕЙСКИЕ УЧЕНЫЕ РАБОТАЮТ НАД СОЗДАНИЕМ ВИРТУАЛЬНОГО МИРА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

Исследователи из Грацкого политехниче­ского университета (Австрия) и Университетского колледжа в Лондоне (Великобритания) закончили первый этап разработки виртуального мира, персонажами которого можно управлять при помощи мысленных команд. Подобные системы предназначены для парализованных людей, для которых жизнь и
общение в виртуальном мире помогут вновь ощутить движение и заменить жизнь
настоящую. Между тем специалисты уверены, что подобные си­стемы найдут
применение и в областях хозяйства, далеких от медицины.

Система представляет собой сложный механизм, состоящий из
нескольких компьютеров и электроэнцефалографа ЭЭГ, при помощи которого
считываются биопотенциалы головного мозга. Компьютер анализирует картину ЭЭГ и в
зависимости от активности мозга выдает команды для управления виртуальными
персонажами. «Подобные системы имеют название BCI (Brain-computer interface) и
разрабатываются на протяжении последнего десятилетия во многих странах мира, —
рассказывает научный сотрудник Института высшей нервной деятельности и
нейрофизиологии РАН Владимир Конышев. — Уже сейчас при помощи ВСI можно
управлять компьютером, манипулируя курсором и подводя его к иконкам с
определенными командами, например «Хочу есть», «Хочу пить» или «Позвать
медицинскую сестру». Такие аппараты уже существуют и проходят во многих
институтах стадию опытной эксплуатации».

Но со временем системы BCI усложняются и область их применения
существенно расширяется. Специалисты Грацкого политехнического университета и
Университетского колледжа в Лондоне предложили не ограничиваться лишь набором
экстренных кнопок. Их система на основе BCI предназначена для погружения людей в
настоящий виртуальный мир, призванный заменить им мир настоящий, в котором
передвигаться и полноценно жить они уже никогда не смогут.

Система представляет собой целую виртуальную комнату с
телевизионными стенами. Изображение проецируется на них таким образом, что у
присутствующего внутри человека создается впечатление, будто он находится внутри
виртуального мира. Пациенту надевается ЭЭГ-шлем с несколькими десятками
электродов, которые крепятся к коже головы. Человек представляет, что двигает
руками или ногами, а на экранах видит, как его виртуальный персонаж идет по
электронной земле. При этом пациент может общаться с другими жителями вселенной
при помощи мысленного набора текста. Система находится пока в опытной
эксплуатации, но впоследствии разработчики обещают, что после ее наладки
постараются предоставить инвалидам вход в разные игровые вселенные, в том числе
и в компьютерную онлайн-игру Second Life. Именно эта уже существующая игра
приобретает все большую популярность среди почитателей Интернета и может стать
для инвалидов настоящим спасением, сред­ством от депрессии, позволит им вновь
ощутить полноту движения и активной жизни.

«Существующие системы ВСI позволяют добиться уже вполне
приемлемых результатов по точности и быстроте считывания, — рассказывает научный
сотрудник Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, доктор
биологических наук Георгий Иваницкий. — Сейчас в нашем институте разрабатывается
печатная машинка, на которой текст можно набирать мысленными командами. Так вот
если раньше на распознавание одной буквы уходило по несколько минут, то сейчас
всего две-три секунды.

SecurityLab.ru