Ходить нельзя, танцевать!

Ходить нельзя, танцевать!

Инвалиды бывают намного счастливее здоровых людей. А все
потому, что они действительно умеют ценить жизнь: танцуют, покоряют горные
вершины, катаются на лыжах…
Все-таки есть в природе некое равновесие: если она чего-то не
додала, то непременно компенсирует это в другой сфере, даже с лихвой. Люди,
рожденные инвалидами, либо ставшие ими по воле судьбы, зачастую намного
талантливее и сильнее здоровых. В этом «Газета…» убедилась, побывав на
тренировке по танцам у
инвалидов-колясочников.

Кодовое название – оболонский рай

Есть на Оболони
место, которое наверняка знакомо многим семьям, воспитывающим детей-инвалидов.
На территории детсада расположен детский оздоровительно-экологический центр.
Дважды в неделю сюда съезжаются ребята с ограниченными физическими возможностями
со всего Киева.

Несмотря на то, что урок танцев начинается в 11.00,
ученики уже за час до начала – тут как тут. Скороговоркой, с горящими глазами
выкладывают друг другу накопившиеся за неделю новости. Будь их воля – они бы
собирались здесь хоть на рассвете, лишь бы подольше быть вместе.

Из-за
двери выглядывает тренер. Пора! Коляски одна за другой едут в танцзал.

Падать можно, плакать – нет

К моему удивлению,
разминка перед танцами на колясках – точно такая же, как и у здоровых танцоров.
Никаких поблажек. Они до упора вытягивают руки, вращают головой в разные стороны
и выгибают туловище. Кому-то это дается легко, кому-то не очень.

– Мы
всегда поддерживаем друг друга, – говорит Люда Остапенко. – А как же иначе? На
танцах всякое случается: почти все мы не раз падали. Иногда трудно удержать
равновесие при быстрых движениях.

Буквально в эту же секунду
черноволосая Наташа села мимо коляски и упала на бок, увлекая за собой
громоздкий «транспорт». У меня ком в горле встал – думала, она расплачется или,
по крайней мере, расстроится. Но, когда я ее подняла, увидела… улыбку!
Инвалиды воспринимают трудности намного легче нас. Возможно, потому, что им
постоянно приходится с чем-то бороться.

В коридоре ждет окончания
тренировки бабушка 18-летней Даши – Анна Каран.

– Этот центр стал нашим
спасением, – говорит Анна Яковлевна. – У внучки раньше постоянно смещался диск
на спине, ее мучили жуткие боли, держалась высокая температура. Приходилось по
два раза в день вызывать массажиста. Зато с тех пор, как Даша стала заниматься
танцами, он ни разу не потребовался! За 4 месяца мышцы окрепли. Да и вообще
девочка стала совсем другая, у нее появился интерес к жизни. С удовольствием
делает уроки, танцует, разминается.

У Даши задорные косички и ясный
взгляд. Весь урок она не сводит с тренера глаз, пытаясь точь-в-точь повторить
все его движения. И прямо расцветает, когда ей уделяют внимание. Несмотря на
ДЦП, девочка учится в 10 классе по обычной школьной программе. Правда, учителя
приходят на дом. За отменную память бабушка ласково зовет внучку «семейным
компьютером»: Дарья помнит все важные даты, дни рождения и адреса.

Талант у каждого первого

Оболонская мамба в
исполнении всей группы – это нечто. Танцоры выстраиваются ряд и выделывают
руками под музыку настоящие чудеса. Румбу воспитанники клуба исполняют уже
парами, медленно крутятся на месте, взявшись за руки. Единственный партнер Саша
пользуется моментом и приглашает на танец всех девушек по очереди. Те охотно
соглашаются: паренек – душа компании и вечный юморист.

На скамейке в
зале всегда есть два-три «болельщика» – те, кто танцевать не может, но очень
хочет. Одного мальчика – Алешу – мама специально привозит только на 15-минутную
разминку. Он старательно машет руками, хотя заметно, что ему это дается нелегко.
Еще две девочки с костылями просто наблюдают и подбадривают танцующих.


Мы занимаемся в клубе второй год, уже стали близкими друзьями, – признается
Люда. – Помимо танцев, каждый из нас еще чему-то учится: например, Вера вышивает
крестиком и бисером, Саша рисует картины, а Тоня лепит из глины, изучает
компьютер. Детский оздоровительно-экологический центр Оболонского района
существует с 1994 года. Здесь занимаются около 3 тысяч детей со всего Киева. В
том числе ребята с физическими недостатками, для которых действует клуб
социальной адаптации «Журавлик» при этом центре.

– Раньше это были
просто семейные встречи по субботам, – рассказывает замдиректора по
учебно-воспитательной работе Виктория Маринич. – Родители привозили детей к нам,
отмечали дни именинников, пели. А сейчас у нас целая программа: два раза в
неделю микроавтобусы от городской социальной службы привозят ребят сюда. Каждый
выбирает кружки по душе: есть вышивка, бисероплетение, лозоплетение, рисование,
лепка, компьютерная графика и дизайн… На оздоровительных секциях можно
заниматься гимнастикой, хореографией или танцами на колясках. Есть еще и третья
группа уроков – социально-реабилитационная. Она самая важная, потому что учит
детей-инвалидов адаптации в окружающем мире. Ведь в большинстве семей возникает
такая ситуация: долгие годы родители не хотят смиряться с тем, что их ребенок –
инвалид. Ищут всевозможные методы, ездят к докторам… Но потом выясняется, что
все усилия были напрасными и диагноз не изменится. Тут возникает другая
проблема: ребенок незаметно вырос, но у него нет ни профессии, ни опыта общения
с другими людьми. Он ощущает себя центром маленького домашнего мирка и
совершенно не умеет жить в «большом» мире. А в клубе мы учим всех дружить, в
чем-то уступать друг другу.

Больше, чем просто
учителя

Рядом с ребятами постоянно находятся взрослые, которые
помогают им передвигаться. Поначалу я была уверена, что это родственники.
Оказалось – учителя. Вот кому нужно ставить памятники при жизни, ей-богу!

Владимир Азин учит детей пользоваться колясками. Прыгать, съезжать,
скатываться, крутиться, балансировать – словом, делать все, чтобы ощущать себя
уверенно. Для тренировок специально изготовили искусственные порожки, бордюры и
другие препятствия. Сам Владимир – тоже колясочник. Он прекрасный механик, может
собрать и починить любой «транспорт» для инвалидов.

Еще один педагог,
седовласый Иван Иванович, – инженер-реабилитолог. Он мастер на все руки. Учит
молодежь, как работать с рубанком и ножовкой, как поменять розетку и смастерить
простенькую мебель. Он же ведет уроки «изонитки». Это особое искусство
изображения узоров из натянутых цветных ниток на черной ткани. Такими картинами
увешан весь коридор. Вообще, работы учеников здесь в большом почете: на стенах,
подоконниках, столах и стульях трудно найти свободное место – сплошные
статуэтки, вышивки, макраме.

…Спустя полчаса после знакомства с Людой,
Сашей, Верой и другими танцорами я совершенно перестала замечать их коляски. На
колесах – ну и что?.. Люди как люди, очень добрые, жизнерадостные. Признаюсь,
мне до сих пор очень стыдно – за то, что я не умею так ценить жизнь, как они.
Парадокс – но они явно счастливее нас.

Автор: Наталья
ВЕЛИКАЯ