Инвалид-колясочник против железной дороги

В Одессе возобновился резонансный судебный процесс – "Инвалид-колясочник против железной дороги". Тридцатилетний Антон Кожухарь обвиняет железнодорожников в нарушении Конституции Украины и требует компенсацию – полмиллиона гривен. Главный аргумент – большинство вокзалов и пассажирских вагонов в регионе неприспособлены для инвалидов. У представителей железной дороги – свои аргументы. Подробнее – в репортаже Андрея Анастасова.

Накануне заседания мы с Антоном Кожухарём приезжаем на первую попавшуюся железнодорожную станцию под Одессой. Специального пандуса нет – на перрон ведут только ступеньки…

В подобных случаях Антон просит – помочь поднять и спустить коляску – у прохожих. Мужчина говорит: так мучался семь лет, пока ездил из райцентра в Одессу на тренировки по баскетболу. В конце концов, решил – подать в суд на железную дорогу.      

Антон Кожухарь, автор искового заявления:

Самому же строить не будешь эти перроны, и сам не будешь же переделывать вагоны, подъезды и так далее. Надо, значит, воздействовать на ту структуру, которая за это отвечает.

Кожухарь требует от железной дороги полмиллиона гривен моральной компенсации за причинённые неудобства. Главный аргумент Антона – Закон о социальной защищённости, где в статьях 24 и 26 сказано: все предприятия должны быть обустроены – с учётом потребностей инвалидов.

Закон есть – соглашаются в управлении железной дороги, но есть нюанс. Пандусами, подъёмниками, специальными туалетами для инвалидов обязательно должны быть обустроены новые объекты или реконструированные. К уже построенным – претензий быть не может.   

Сергей Зайцев начальник юридической службы Одесской железной дороги:

Ни те станции, ни платформы, на которых он садился либо мог садиться, они не строились – они были построены где-то примерно в шестидесятые-семидесятые,  когда закона еще не было. Поэтому никто не мог обязать железную дорогу или каким-либо другим законом построить для инвалида то или иное приспособление.

В управлении железной дороги оправдываются – на вокзалах, где реконструкцию уже провели, пандусы появились, а чтобы добраться к поездам – можно заказать вот такой специальный мостик для коляски. Но чтобы обустроить подобным образом небольшие станции – нет денег.

Точку в этом споре вот уже два года пытается поставить Приморский районный суд Одессы – от его решения зависит многое. Ведь если Антон Кожухарь выиграет тяжбу – в Украине это будет первая судебная победа инвалида над государственной системой.

По просьбе юристов железной дороги судья запретил видеосъёмку заседания. В зале остались только журналисты. Во время дебатов ответчики уверяли суд – никаких документальных доказательств, что истец испытывал неудобства – нет. Антон даже не обращался с жалобами к начальнику станции или железной дороги. Все его заявления – только устные.

И хотя нынешнее заседание ограничилось дебатами сторон и рассмотрением ходатайств – Антон  Кожухарь уверен – наконец дело сдвинулось с мёртвой точки. Правда, сам процесс он затеял не ради денег, а чтобы проблемы инвалидов в Украине наконец начали решать. 

Антон Кожухарь, автор искового заявления:

Если чиновники поймут, что это может вспыхнуть массово – тогда у них уже возникнет другое понимание проблемы. И таким образом можно другим людям показать, что, действительно, есть право, есть закон и надо это воплощать в жизнь. 

Следующие слушания назначены на 30 марта.

Відео сюжет  http://podrobnosti.ua/podrobnosti/2009/03/07/587534.html

Андрей Анастасов, Игорь Мехоношин, "Подробности", ТК "Интер", Одесса.