Инвалид на улице столицы — большая редкость. Нет, они никуда не уехали и все сразу не выздоровели… Просто выехав за пределы своей квартиры, люди сталкиваются с непреодолимыми препятствиями, начиная от обычного тротуара. А попасть в вечно переполненный общественный транспорт для них вообще нереально.
Мы провели полдня с человеком, в инвалидной коляске, и своими глазами увидели, что мешает ему жить в городе.
Надеемся, что эта "шпаргалка" поможет городским властям начать исправлять ситуацию.
Смешно сказать, проблемы инвалидов в городе решают абсолютно здоровые люди, может, поэтому и возникает неразбериха. Что-то вроде делают: устанавливают электроподъемники в подземных переходах…
лифты в метро несколько лет назад начали монтировать, но все это хаотично и поэтому безрезультатно.
В нашем эксперименте согласился принять участие Господина М…, который уже 29 лет прикованный к инвалидной коляске. За это время он не только научился жить по-другому, но и старается подсказывать чиновникам, где какие недоделки.
— Мне довелось поездить по миру, и я был поражен, как в других странах относятся к инвалидам. Там человек на коляске совершенно не чувствует себя ущербным, — рассказал Иван Николаевич. — В Киеве проблемы у колясочников начинаются при выезде из квартиры, складывается впечатление, что в городе делают все, чтобы мы не могли свободно передвигаться и показываться на улице. Нельзя сказать, что власти ничего не делают, но вот только просьба к ним, чтобы с нами советовались. Хотя часто приходится слышать, мол, зачем, нам еще с этими калеками советоваться? Мы, что, сами не знаем, что делать?
Выехав на крыльцо дома (слава Богу, лифт работал), наткнулись на первое препятствие: как спуститься к дороге? Вроде бы и пандус есть, кое-как съедешь, но сразу же за ним идет бордюр в 10 см высотой. Поднатужившись с сыном Ивана, перенесли коляску на дорогу, но в одиночку он, скорее всего, перевернулся бы. Больше всего поразило, что любопытные прохожие даже не предложили помочь.
По пути к остановке троллейбуса №24 практически на всех тротуарах обустроены небольшие съезды, но не по инициативе горвластей, а по требованию местных инвалидов-колясочников. Чтобы хоть приблизительно представить себе, как сложно ехать по городу в инвалидной коляске, попробуйте на офисном стуле с колесиками преодолеть хотя бы два-три порога. Наверняка даже эта поездка окажется не без экстрима. А ведь сотни километров придомовых территорий в столице не оборудованы для колясочников.
В планах дорожников значится, что до 2012 г. они должны понизить тротуары в 7850 местах. Но зачастую вместо понижения дорожники просто наляпывают асфальт под бордюр, делая корявый съезд, как вдоль всего бульвара Шевченко. Да и то под одной бровкой сделают, а под другой — забудут.
С горем пополам добрались до остановки (возле Оболонской РДА), ждем троллейбус. Проектировщики продумали все как нельзя лучше — обустроили на остановке карман для заезда, чтобы троллейбус мог подаваться под бордюр. Но зайти в салон так и не удалось. Мало того, что бордюр сделан с двумя высоченными ступеньками, по которым на коляске не съедешь, так еще и троллейбус останавливается в двух метрах от тротуара. А водители, завидев инвалида, даже голову отворачивают.
— Водитель сделал вид, что не заметил меня, в этом и вся проблема, — посетовал Иван. — За границей человек не может работать в сфере услуг или транспорта, не имея навыков работы с инвалидами. Когда в аэропорту Стокгольма ко мне подъехало такси, я был приятно удивлен тем, как профессионально водитель пересадил меня в салон и убрал коляску. А, например, в Прибалтике остановился рейсовый автобус, из него вышел водитель, выдвинул пандус из автобуса, помог мне заехать. Водитель предупредил: когда буду выходить, нажать кнопку вызова. Он помог мне покинуть автобус. Еще и приятного дня мне пожелал. У нас же инвалида просто не замечают.
"Подземка" недоступна
Отчаявшись уехать наземным транспортом, отправились к метро. Тем более, что руководство "подземки" рапортовало, мол, из 119 подземных переходов 91 обустроены колясочными съездами, а в перспективе там появятся и специальные подъемники.
Когда подъехали к переходу, Иван Николаевич сразу запротестовал, мол, не поеду туда.
— Я не самоубийца, чтобы спускаться, здесь уклон больше чем 45 градусов, кубарем скачусь вниз. А если здесь не убьюсь, то на эскалаторе точно погибну. Чтобы безопасно спускаться, нужна помощь как минимум 4 крепких парней. Если власти считают, что это нормально, пускай директор метрополитена спустится в моей коляске ну хотя бы в подземный переход. Вот тогда можно будет поговорить конкретнее.
Бояться действительно есть чего. Недавно на станции "Лукьяновка" наблюдал, как пожилая женщина старалась удержать на эскалаторе парня в коляске. Если бы не два добровольца-пассажира, предложивших свою помощь, парня просто выпроводили бы из метро.
Вот вам и все удобства. Кстати, не лучше ситуация и на станции "Бориспольская", где в переходе стоят подъемники для инвалидов, а на самой станции лифты зачастую не работают, установили их так… для галочки.
— Метро еще с горем пополам преодолимо, а вот куда мы точно не можем попасть, так это в трамвай. Для нас этот вид транспорта закрыт полностью, — посетовал Иван Николаевич. — Сейчас идет реконструкция скоростного трамвая, мы подали в горадминистрацию письмо, чтобы они воспользовались опытом Швеции. Там трамваи похожи на вагоны метро, без ступенек, а на остановках сделали невысокие перроны до уровня пола. Подъем на перрон должен быть в виде пандуса. Прислушаются ли к нашим предложениям, большой вопрос.
Большинство киевских инвалидов, чтобы не рисковать жизнью, пользуются услугами социальных авто. Хорошо, что хоть они есть. Чтобы заказать машину, нужно за несколько дней подать заявку. Это единственная возможность для колясочников попасть в институт, к врачу или просто в гости к родственникам.
О каких удобствах может идти речь, если в огромной столице человек на коляске не может даже в туалет попасть, уже не говоря о том, чтобы заехать в кафе или в ресторан перекусить?
Более-менее приспособлены большие торговые центры, там есть лифты и отдельные кабинки. Прогулявшись по центру города, мы поняли, что ни в одно кафе или магазин инвалиду не попасть — везде на входе несколько ступенек или высокие пороги.
Побродив с инвалидом по Крещатику, мы пришли к выводу, что только эта улица более-менее приспособлена к жизни людей на колясках, хотя и тут изъянов и проблем масса. Нет, кое-что чиновники, конечно же, делают, но слишком мало.
Для них мы только на бумаге
В Киеве проживает около 5 тыс инвалидов-колясочников. Есть прикованные к коляске после травмы позвоночника, много детей с диагнозом ДЦП, после рассеянного склероза, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Армия людей в инвалидных колясках растет с каждым днем. А городские власти вспоминают о них только в День инвалида или когда устраивают благотворительные акции.
— Ждать помощи от властей не приходится — для чиновников мы есть только на бумаге. Будет очень стыдно, если в 2012 году на футбольный чемпионат к нам приедут инвалиды из других стран, ведь у них совсем другое отношение, — говорит Иван Николаевич. — Мы же стараемся сами друг другу помогать, создали специальный центр реабилитации, где учим людей после травмы жить заново. Кстати, многие от нас уходят на "своих двоих". Но везет не всем… Таких мы учим жить в коляске — как себя обслужить, приготовить обед, убрать, стирать.
"Новая", Владимир Каминский.