Часто ли вы видите на столичных улицах людей на инвалидных колясках или слепых с тростями без провожатых? Вряд ли. Однако это вовсе не означает, что таковых у нас нет. В Киеве — 140 тысяч инвалидов, но они просто не имеют возможности свободно передвигаться по городу. То, что делают власти, дабы превратить столицу Украины в действительно европейский город, комфортный не только для здоровых людей, ничтожно мало.
Да и многое из того, что сделано, инвалиды называют сущим кошмаром: "Сразу видно, что это создавали те, кто даже не пытался воспользоваться своими придумками". Результатов от деятельности городских чиновников, в частности, нашумевшей программы "Безбарьерная среда", практически ноль.
"ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ САМОУБИЙЦ"
По словам г-на М.., пандусы, устраиваемые в домах, во-первых, сами по себе неудобны, а во-вторых, съехав по пандусу, инвалид тут же сталкивается с препятствиями в виде бордюров, так что впору расшибиться в лепешку. Ужасны и разрекламированные колясочные съезды на станциях метро, обустройство которых обошлось Киеву в 80 тыс. грн. Их Марусевич вообще назвал "тренажерами для самоубийц" — настолько они крутые.
"ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ НИЧЕГО И НЕ ПЫТАЛИСЬ ДЕЛАТЬ"
Инвалиды по зрению тоже не могут передвигаться без посторонней помощи — опасность подстерегает их на каждом шагу. В Киеве — всего лишь шесть перекрестков, оборудованных устройствами звуковых сигналов (да и те не всегда исправны), подходы к станциям метро загружены торговыми павильонами, а платформы "подземки" без выступающих ограничительных линий могут стать платформами отправления на тот свет.
— Если программа "Безбарьерная среда" слабенько выполняется для колясочников, то для слепых ее никто и не пытался выполнять, — рассказал "Сегодня" Василий Шупик, глава управления киевской городской организации УТОС. — Понимаете, пандус, который делается для инвалидов-спинальников, еще большая преграда для слепых (коих в Киеве около 3 тыс.), нежели ступеньки. Для инвалидов по зрению в городе почти ничего не сделано. 5—6 звуковых светофоров на такой мегаполис, как Киев, — это не решение проблемы.
И действительно: слушая доклады чиновников относительно выполнения городской программы "Безбарьерная среда", не услышала ни единого слова об инвалидах по зрению. Речь шла о количестве обустроенных лифтов-подъемников, пандусов для колясочников и низкопольном общественном транспорте.
СЛЕПЫМ НУЖНЫ МОБИЛКИ И "ГОВОРЯЩИЕ" АВТОБУСЫ
Одна из самых наболевших проблем для слепых — сесть в нужный транспорт, ведь номера маршрута они не видят. Руководство Общества, по словам г-на Шупика, предлагало городской власти ввести в действие специальные устройства на общественном транспорте, чтобы, подъезжая к остановке, автобус-троллейбус сообщал свой номер. Не менее необходимы и звуковые маячки над входами в метро, магазин, аптеку, почту, которые издавали бы ту или иную мелодию, и слепому таким образом было бы проще ориентироваться в пространстве.
Кстати, недавно Кабмин принял постановление о предоставлении мобильных телефонов глухим, чтобы те переписывались СМС-ками, а вот о слепых почему-то забыли.
— Мы уже поднимали этот вопрос на уровне мэрии, чтобы хотя бы в Киеве в качестве эксперимента выдать 50—100 телефонов слепым, — говорит Василий Михайлович. — Представьте себе ситуацию, когда незрячий по ошибке выходит, к примеру, из маршрутки не там, где надо, и попадает в незнакомую среду. Что ему делать? Был бы телефон — обратился бы к кому-то за помощью. А так человек может простоять на морозе полтора-два часа. Такие случаи уже были не раз.
НА ИНВАЛИДОВ ОБРАЩАЮТ ВНИМАНИЕ ПОСЛЕ ТРАГЕДИЙ
Некоторые подвижки в отношении облегчения жизни незрячим, по словам г-на Шупика, есть разве что в киевском метрополитене. Так, сейчас инвалида по зрению 1-й группы может бесплатно сопровождать родственник или знакомый. Если же слепой едет один, то его встречает контролер, садит на эскалатор, внизу его провожают к первому вагону, садят в него, спрашивая, на какую станцию нужно, и там его тоже встречают и сопровождают на эскалатор — словом, выводят из "подземки". Правда, нельзя не отметить, что навстречу слепым в этом плане город пошел лишь после того, как несколько лет назад в метро погибли двое слепых — люди попадали между вагонами поезда, а не в двери.
Получается, для решения проблем киевских инвалидов нужны жертвы? Иначе, видимо, к власть имущим не доходит. Конечно, не они ведь не могут передвигаться по городу без посторонней помощи, не они теряются средь бела дня в центре столицы, не они не в состоянии сесть на нужный им троллейбус-автобус или добраться до той же почты, чтобы получить свою мизерную пенсию…
КОГДА ВСЕ БУДЕТ — НЕИЗВЕСТНО
Владимир Жуков, гендиректор КК "Киевавтодор":
— Безусловно, программа "Безбарьерная среда" — большой путь, и его целью является создание такого пространства, в котором будет комфортно всем киевлянам, независимо от того, это мама с коляской или это человек с ограниченными физическими возможностями. Сегодня мы можем говорить о том, что уже сделано. Это 11 лифтов в составе новых, построенных в прошлом году, надземных пешеходных переходов. А еще — подъемники на надземном переходе в районе Караваевых дач, на надземных пешеходных переходах на ул. Лайоша Гавро, Телиги, Кировоградской. Лифты на проспекте Воссоединения, в подземных переходах на просп. Гагарина. Пандусы на подземных пешеходных переходах на Глушкова, Косиора. Город вкладывает деньги для того, чтобы это пространство было создано в Киеве. В рамках реализации программы "Безбарьерное пространство" КК "Киевавтодор" до 1 марта 2006 года должно разработать программу выполнения работ по снижению бортовых камней на пешеходных переходах столицы. Но эта работа только начата.
ГДЕ ЖЕ ЭТИ СВЕТОФОРЫ?
— Мы поставили звуковые сигналы на некоторых перекрестках (ул. Глыбочицкая—Смирнова-Ласточкина—Верхний Вал, ул. Вышгородская—просп. Правды, просп. Гагарина — бул. Верхновной Рады, ул. Первомайского, 7, — ст. м. "Кловская" (УТОС), ул. Жукова, 27), испытали их, — рассказал Борис Савин, замначальника управления по делам женщин, инвалидов, ветеранов войны и труда. — И теперь соответствующая служба будет увеличивать их количество там, где больше всего слепых. Также слепые предлагали обустроить в метро выступающую резиновую ограничительную линию на платформах — и это уже учтено на ст. м. "Бориспольская". "Говорящие устройства" на транспорте? Впервые слышу. Дело в том, что все предложения, которые были введены в городскую программу "Турбота" были отработаны в нашем управлении с учетом общественных организаций, в том числе УТОСа.
Екатерина ФОНТАНИЙ, "Сегодня"