Столица к ним враждебна

Митинг в торговом центре «Глобус», три аварии с участием пешеходов, заключение в лифте… Все это пришлось пережить корреспонденту «24», который решил провести день в инвалидном кресле. Свой эксперимент я начал в самом центре Киева, неподалеку от Майдана. В одной из подворотен уселся в коляску и накрыл ноги пледом – чтобы непроизвольное движение не выдало обмана. Выкатив на улицу, я тут же почувствовал на себе тяжелые взгляды прохожих, некоторые пугливо отводили глаза. Но минут через пять, вкусив «прелести» передвижения на коляске, на такие мелочи я уже не обращал внимания.

 Первым испытанием на моем пути стал бордюр. О съездах с тротуара в нашем городе, похоже, благополучно забыли. Экстремальный аттракцион закончился тем, что коляска накренилась и намертво застряла. На просьбу помочь инвалиду милиционер, к которому я обратился, ответил просто: «Я работаю в метрополитене, и ситуация на улице меня не интересует». В подтверждение своих слов блюститель порядка гордо отвернулся. Выручил парень, который сам вызвался помочь – он перевез меня по брусчатой мостовой на другую сторону улицы. И хотя мы шли не по пешеходному переходу, нарушая Правила дорожного движения, водители терпеливо ждали – ни один не позволил себе нажать на клаксон. Мой спаситель поинтересовался, нужна ли мне еще какая-нибудь помощь, но я решил бороться сам.

«СПЕШУ, нет времени»
 Следующим открытием для меня стало то, что руки сильно устают от езды в коляске, а потому пришлось просить прохожих подвезти меня сотню метров до подземного перехода. «Спешу, нет времени», – бросали, не глядя на меня, горожане. Пятая попытка увенчалась успехом: правда, девушка по имени Наталья катила коляску так быстро, что я уже начал нервничать. Более того, моя помощница не заметила трех  ступенек, и мы, конечно же, в них врезались. Да так, что я едва не вылетел из кресла, а одна из подножек коляски отвалилась.

И это было не последнее ДТП. Чуть позже я наехал на одного пешехода, а затем еще пару случайно задел коляской. Как ни странно, меня за это даже не обругали. Конечно, на лицах некоторых отражалось желание ввернуть какое-нибудь словцо в мой адрес, но видя инвалида, они сдерживались.

Слепые лифтеры
Добравшись наконец до подземного перехода, я с ужасом взглянул на десяток ступенек, которые необходимо было преодолеть. Теоретически выручать в таких ситуациях призван лифт для инвалидов. Но железную табличку с правилами пользования порядком повредило время, а потому разобрать надписи было почти невозможно. Продавец леденцов, которая стояла неподалеку, посоветовала нажать на кнопку переговорного устройства, якобы после этого по инструкции должен появиться вахтер и запустить лифт. Правда, тут же предупредила: «Я здесь уже два года торгую и никогда не видела, чтобы этот подъемник работал. Хотя вахтеры прекрасно знают, что подъехал инвалид – около лифта установлена видеокамера».

И действительно, сколько я не жал на кнопку, никто так и не вышел. Видя мою беспомощность, Наталья пошла в переход скандалить с лифтером. А тем временем меня окружили прохожие, которые принялись наперебой предлагать помощь. Я не успевал раскрыть рот, как в разговор вступала продавщица леденцов: «Нужно Черновецкого и всю его братию посадить на коляски – пусть тут покатаются и посмотрят, как это удобно. Пусть попробуют на этих лифтах поездить».

Шоу в подъемнике
Ситуация накалялась – вокруг меня собрался целый митинг. Кто-то даже предложил спустить меня на руках, но пока я раздумывал, из перехода вальяжно вышла вахтер и таки  запустила подъемник. На все про все ушло полчаса, да и то лишь потому, что  коммунальщики заметили толпу и фоторепортера, который снимал мои мытарства с лифтом.

Вахтер закатила коляску на подъемник и показала, как им пользоваться. Видимо, подобное шоу в Киеве можно увидеть нечасто, во всяком случае, прохожие бросились снимать мой торжественный спуск на мобильные. 

Как в старом советском анекдоте про стюардессу, которая развозит минералку и спрашивает у пассажиров, что вы будете пить, лифтер поинтересовалась: где я хочу выйти – на ул. Городецкого или возле Главпочтамта. Правда, тут же предупредила: первый выход не работает. Выйти возле Главпочтамта тоже оказалось непросто – заел замок. А потому еще 5 минут мы ждали, пока лифтер сможет открыть пульт управления подъемником. 

Надежда на людей
Выбравшись из лифта, я отправился кататься на общественном транспорте. На ул. Софиевской меня уже как раз поджидал низкополый троллейбус. И все бы хорошо, но остановился он в метре от бордюра. Через несколько минут прибыл следующий. Подъехав к нему, я в нерешительности остановился – пол машины был выше тротуара сантиметров на десять. Но тут меня заметила кондуктор. Легким движением руки водитель поднял железную плиту, утопленную в полу троллейбуса, и за считанные секунды мост в транспорт был готов. Меня усадили в специальном боксе для инвалидов, и машина тронулась.

Вдоволь накатавшись на троллейбусе, я вышел на Лукьяновке, добрался до первого безлюдного двора и стал на ноги. Несколько часов в коляске по городу убедили меня в том, что Киев – враждебный к инвалидам город. Преодолеть бордюры практически невозможно, а спуски в подземные переходы если и есть, то подходят, разве что отпетым экстремалам. Вся надежда – на отзывчивых горожан, которые, к счастью, еще не перевелись.

Комментарии
Иван Марусевич, глава Всеукраинской общественной организации «Ассоциация инвалидов-спинальников Украины»:
Проблемы начинаются уже при выходе из дома – жилые здания абсолютно не приспособлены для нужд инвалидов. Нормально передвигаться по улицам мешают бордюры. А пандусы из гранита, которые сейчас строят в подземных переходах – бесполезная трата денег. Эти спуски слишком скользкие и крутые, чтобы по ним можно было ездить. Железная дорога и аэропорты – вообще отдельная история. В Украине есть не более 15 вагонов, приспособленных для инвалидов – отдельное купе для колясочника и сопровождающего, коридоры и туалет, где кресло может развернуться. В обычный поезд инвалидов приходится нести на руках. В аэропорту «Борисполь» есть только один подъемник для инвалидов, причем за него приходится платить $20, хотя во всем мире такие услуги бесплатные. Уровень обслуживания инвалидов в этом аэропорту ужасный. Бывали даже случаи, когда людям в колясках отказывались продавать билет – дескать, на борту с ними никто не будет возиться.

Николай Николайчук, сотрудник центра реабилитации инвалидов:
На коляске вы не сможете попасть в общественный туалет или, например, заехать в кафе – ни одно заведение в Киеве не приспособлено для инвалидов. Исключение – рестораны Макдональдс, которые оснащены пандусами.

Илона Слуговина, чемпион Европы по бальным танцам на колясках:
Я часто пользуюсь общественным транспортом, но при посадке возникает много проблем. Нередко водители отворачивают голову, делая вид, что не замечают человека на коляске – им не хочется выходить и помогать инвалиду въехать в салон.

Что происходит в других городах
Недавно в Харькове появилось новшество для инвалидов. Теперь трижды в месяц специально оборудованное такси бесплатно перевозит колясочников. Кроме того, с середины августа в городе заработала единая приемная для инвалидов, куда приглашаются представители всех необходимых социальных служб и управлений. Не против визитов к ним инвалидов и харьковские власти. Во всяком случае, здание горисполкома и обладминистрации оборудованы пандусами.

Во Львове с прошлого года чиновникам запрещено принимать в эксплуатацию новостройки и объекты после реконструкции, если в них нет пандусов. Правда, инвалиды говорят: нередко пандусы выполняют только декоративную функцию. Львовские колясочники даже составили рейтинг самых труднодоступных объектов: это отделения пенсионного и страхового фондов, а также церкви.
Зато в Одессе недавно открыли второй пляж, специально оборудованный для инвалидов.

Здесь есть душевые со скамьями регулируемой высоты, а от трассы к морю ведет широкий наклонный пандус, по которому коляски могут съехать, минуя песок.

Автор: Дмитрий Радченко